Автоматизация постов весового контроля

Наша цель - цифровизация предприятий путем внедрения собственных интеллектуальных разработок, направленных на защиту интересов собственников бизнеса и соответствующим задачам импортозамещения.


Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Программно-аппаратный комплекс по автоматизации постов весового и габаритного контроля создан для повышения безопасности водителей и пассажиров за счет оперативного возмещения денежных средств на реконструкцию федеральных и региональных дорог общего пользования. Решение реализовано на основе программы АСУ ТП «Весовой поток» и обеспечивает контроль качества дорожного полотна, в реальном времени выявляет транспортные средства с превышением допустимой нагрузки на ось.

В этой публикации мы поговорим о системах автоматизации постов весового контроля. 

В новой редакции кодекса об административных правонарушениях полностью изменена статья 12.21.1. Теперь за превышение нагрузки на ось и габаритов транспортного средства материальную ответственность несут водитель, перевозчик и владелец. Нарушения автоматически фиксирует автоматизированная система весового контроля, при этом штрафы предусмотрены высокие.

Раньше машину нагружали так, чтобы владелец и перевозчик получили как можно большую прибыль. Зарплата водителю — договорная, и чем меньше, тем лучше.

Новый закон меняет ситуацию: с рынка уходят недобросовестные и неконкурентоспособные перевозчики, остальные координируют свои действия в соответствии с законом, дополнительно нанимают водителей и долго ездят по хорошим дорогам.

Убытки несет также и государство — оно за свой счет кладет новые дороги, которые перегрузом разбиваются быстрее, чем оканчивается их запланированный срок эксплуатации.

Чтобы обеспечить выполнение новых правил и исключить разорительный перегруз, на дорогах должны быть установлены посты весового контроля. Инженерный центр «ЦКТ» представил две их разновидности: стационарный и мобильный. Пункты весового и габаритного контроля могут быть компонентами единой информационной транспортной системы, систем Безопасный город, единых диспетчерских центров ГО и ЧС.

Мобильные посты весового контроля

Инженерный комплекс представляет собой транспортное средство, имеющее соответствующий сертификат и подкладные поосные весы. Может устанавливаться на различных аттестованных площадках, что создает элемент неожиданности для водителей. Набор функций такой же: регистрация нарушений, расчет размера штрафа, исключение коррупции. В отличие от стационарных постов весового контроля, здесь взвешивание происходит только в статике.

Функции системы

  • регистрирует транспортное средство (ТС)
  • определяет габариты ТС
  • взвешивает ТС в статике. Используются переносные подкладные поосные весы
  • рассчитывает ущерб, нанесенный ТС дорожному полотну при перевесе в соответствии с постановлением Правительства  Российской  Федерации  от 16  ноября  2009 г.  № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных  грузов  по автомобильным  дорогам  Российской  Федерации"  (Собрание  законодательства Российской Федерации, 2009, № 47, ст. 5673; 2011, № 17, ст. 2415) в редакции от 27 декабря 2014 г. № 1590
  • проверяет документы ТС в EPR-системе и формирует новые по факту взвешивания
  • выгружает данные в учетные системы.

Преимущества системы очевидны

  • cтопроцентно верные данные, которые не могут быть скорректированы человеком: на них можно опираться и юридически открыто использовать
  • расчет ущерба: система устанавливает отправную точку ТС согласно документам, учитывает размер перегруза и считает какой ущерб ТС нанесло дорожному полотну за весь путь. Расчет производится в соответствии с утвержденными законодательством методиками.
  • определение габаритов: грузовые ТС имеют габариты, определенные законодательством. Если у ТС нестандартные габариты, то должны быть соответствующие документы. Если документов нет, ТС передвигается незаконно. Специальный модуль автоматически определяет габариты ТС. Модуль — это система датчиков. Они могут быть оптическими, лучевыми, или более сложными лазерными системами
  • единый центр управления: система может иметь один центр управления, куда информация поступает напрямую с нескольких постов. Чем меньше промежуточных пунктов между постом и головным центром управления, тем меньше возможностей для коррупции и подмены данных
  • эффект неожиданности: водители большегрузов наизусть знают, где расположены стационарные посты. При сильной необходимости они могут объехать их. В то время как мобильный пост весового контроля может быть расположен именно там, где они собрались объехать стационарный.
  • исключение  коррупционной составляющей: оператор никак не может повлиять на показания СИ при фиксации нарушения.

Объективные данные
Большинство решений в этой области сертифицированы как произведенные продукты. Допустим, весы. Система от компании «ЦКТ» сертифицирована для регистрации показателей метрологического учета согласно закону об обеспечении единства измерения. В программе выделена метрологически значимая часть, которая достоверно получает данные от средства измерения и достоверно их сохраняет, без корректировок и возможности удаления (в системе можно поставить только метку на удаление). Эти данные объективны и доказательны, на них можно опираться.

- Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерения», в редакции от 13 июля 2015.

Стационарные посты весового контроля

Инженерный комплекс состоит из оборудования для взвешивания и специальной программы, которая регистрирует нужные показатели в точном соответствии с законом «Об обеспечении единства измерения». Программа прошла сертификацию, зарегистрирована в Госреестре и дает данные, которые можно подтвердить, на них можно опираться и юридически открыто использовать.

Функции комплекса

— Взвешивание динамике и в статике. Первое взвешивание происходит на скорости до 60 км/ч — это в  динамике. Если показан перевес, то машина выделяется из потока и взвешивается в неподвижном состоянии — это статика. У статичного взвешивания более высокая точность.

— Определение габаритов. Опасные грузы.  Исключение несанкционированного перевоза опасных негабаритных грузов. Системы радиационного  и химического контроля.  Грузовые машины имеют габариты, определенные законодательством. Если у машины нестандартные габариты, то должны быть соответствующие документы. Если документов нет, машина передвигается незаконно.

— Расчет ущерба, который машина с перегрузом нанесла дорожному покрытию за весь свой путь, и формирование размера штрафа.

Частному инвестору такая система дает стопроцентную уверенность в данных и возможность подтвердить их при спорных ситуациях. Государственному заказчику такая система будет полезна потому, что с ее помощью можно взимать штрафы за перегруз, пополняя региональный бюджет исключительно за счет нарушителей в точном соответствии с законом. Кроме того, на объективных данных легко формировать отчетность. Практика последнего времени показывает, что государственные службы идут по пути ГЧП (государственно частного партнерства)  в создании таких систем.

Возможности и преимущества автоматизированных стационарных постов

  • регистрирует транспортное средство (ТС)
  • определяет габариты ТС
  • взвешивает ТС в динамике и статике. Сначала в динамике, на скорости до 60 км/ч. Если есть перевес, то ТС выделяется из потока и взвешивается в статике — неподвижном состоянии
  • управляет системой сигналов для выделения ТС из потока
  • рассчитывает ущерб, нанесенный ТС дорожному полотну при перевесе
  • проверяет документы ТС в EPR-системе и формирует новые по факту взвешивания
  • выгружает данные в учетные системы.
  • может обеспечивать радиационный и химический контроль

Оба варианта постов весового контроля могут быть настроены на единый центр управления, который будет напрямую и в реальном времени получать данные.  Человек не сможет скорректировать их. Так система сокращает возможность коррупции — чем меньше инстанций между центром управления и постом, тем меньше возможностей для злоупотреблений.  

Где использовать

На федеральных трассах и магистралях, на пересечении дорог разных классов. Например, съезд с федеральной трассы на региональную дорогу. На федеральных трассах могут быть допустимы такие нагрузки, на которые региональные дороги не рассчитаны. 

Сертификаты

Программное обеспечение АСУ ТП «Весовой поток» сертифицировано для целей коммерческого Метрологического учета в соответствии с № 103 ФЗ от 26 июня 2008 года.

Система менеджмента качества ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).

Программное обеспечение АСУ ТП «Весовой поток» зарегистрировано в Государственном реестре и входит в Единый реестр отечественного программного обеспечения в соответствии с №188-ФЗ от 29 июня 2015 года.


Заказать услугу
Закажите бесплатный расчет стоимости системы
и консультацию нашего специалиста