Учет вагонов на весовой нефтеперерабатывающего завода

Наша цель - цифровизация предприятий путем внедрения собственных интеллектуальных разработок, направленных на защиту интересов собственников бизнеса и соответствующим задачам импортозамещения.


Компанией Цифровые Контрольные Технологии реализован проект по автоматизации нефтеперерабатывающего предприятия: внедрен программно-аппаратный комплекс АСУ ТП «Весовой поток» ЖД для автоматизации отгрузки нефтепродуктов на вагонных весовых.

Цели внедрения автоматизированной системы контроля отгрузки нефтепродуктов:

1. Оперативный бухгалтерский и управленческий учет движения материальных средств через пункты весового контроля, формирование требуемых отчетов, создание унифицированной формы документа для отчетности с контрагентами.

2. Увеличение пропускной способности ЖД весовых.

3. Исключение ошибок персонала весовой.

4. Получения достоверных данных:

4.1. Номер ЖД вагона

4.2. Информация о контрагенте/поставщике

4.3. Время, дата взвешиваний

4.4. Информация о грузе/номенклатуре

4.5. Масса груза/формирование отвеса

5. Получение (загрузка/выгрузка) достоверных оперативных данных с пункта весового контроля предприятия в бухгалтерское приложения, формирование сопроводительных бухгалтерских документов непосредственно на посту весового контроля.

6. Оперативный полный контроль руководством компании всего процесса и частичный контроль контрагентами.

Реализация решения

Для централизации данных используется модуль Центральный север весов (WEB, SQL, УРБД), входящий в состав программного комплекса АСУ ТП «Весовой поток» ЖД, необходимый для центрального администрирования, имеющий оперативный обмен командами с приложением 1С, вплоть до просмотра текущей ситуации с мобильного телефона руководителя по защищенному каналу.

Устанавливается на выделенный сервер, с доступом в Интернет. Для связи с территориально распределенными объектами используется VPN-соединение. Выполняет следующие функции:

  • Репликация данных между территориально распределенными объектами и центральной базой данных, содержащей информацию обо всех объектах, подключенных к системе
  • Поставляется вместе с модулем обмена данными и WEB-доступом для много пользовательской работы в соответствии с политикой безопасности.

Учет и контроль отгрузки нефтепродуктов на вагонной весовой

Предоставление интерфейса пользователя с функционалом необходимым для работы системы в соответствии с выбранной ролью пользователя

  • Обработка сообщений от модуля интеграции с весовым оборудованием
  • Автоматическое распознавание состава, количества и веса осей, тележек вагона и состава
  • Автоматическая самодиагностика и диагностика состояния весов
  • Формирование электронного документа
  • Формирование печатного документа на основании его электронного дубликата
  • Синхронизация данных с ERP в реальном времени

Ядро системы

  • Предоставление программного интерфейса, необходимого работы модулей системы
  • Предоставление функционала обмена сообщениями между модулями системы
  • Контроль прав пользователей
  • Предоставление функционала, необходимого для работы с базой данных
  • Предоставления функционала редактора печатных форм

Сервер АСУ ТП «Весовой поток» (Центральное хранилище данных)

Сервер АСУ ТП «Весовой поток» - это объектно-реляционная система управления базами данных (СУБД) PostgreSQL.

Она служит связующим звеном для передачи данных от пункта весового контроля в систему 1С или Oracle, MS SQL. Все обращения из 1С по созданию и проведению документов направлены к центральному хранилищу данных, снимая эту задачу с пункта весового контроля, который в свою очередь выполняет только лишь свою прямую функцию – взвешивание. Этим мы максимально минимизируем возможность ошибок, а также перегрузку запросов и событий на ПВК.

На сервере предоставлено разграничение ролей пользователей системы в целом, так же доступ к центральному администрированию системы в рамках заданной роли пользователя в зависимости от занимаемой должности и сферы ответственности. Этими пользователями могут являться все сотрудники, имеющие в должностных обязанностях функции контроля и работы весовой:

  • Руководство завода
  • Экономическая безопасность
  • Отдел Безопасности предприятия
  • Отделов автоматизации и внедрения
  • Метрологическая и КИП службы
  • Сотрудники склада

Также ведется учет выгруженных в 1С документов. В рамках дополнительной безопасности на Сервере АСУ ТП «Весовой поток» происходит дублирование данных ПВК, запись и контроль операций, проводимых оператором ПВК.

Ведение видео и фото архива взвешиваний с привязкой к событиям на весовой производится на Сервере АСУ ТП «Весовой поток». Ответственный персонал в соответствии с должностными полномочиями может удаленно обратиться к серверу и посмотреть видео ряд, привязанный к конкретному взвешиванию вне зависимости от давности события. Мониторинг по работоспособности весов может проводиться удаленно.

WEB сервер

  • Возможность дистанционного контроля всеми ответственными лицами хозяйственных операций в реальном времени, хранения всех данных по операциям, а также состояния и качества груза в транспортном средстве, правильности постановки ТС на весах, верификации номера ТС
  • Администрирование системы (напр. добавление/снятие пользователя, делегирование прав; возможности просмотра действий оператора ПВК в т.ч. обнулений весового контроллера и др.)
  • Предоставление удобного интерфейса пользователя для работы с базой данных содержащей информацию обо всех объектах подключенных к системе, посредством обычного интернет-браузера
  • Предоставление защищенного канала связи между клиентским браузером и модулем посредством SSL-шифрования
  • Предоставление интерфейса связи с «Центральным хранилищем данных» для использования функций принудительной синхронизации с выбранным объектом
  • Предоставление интерфейса администрирования объектов
  • Предоставление необходимого функционала для построения отчетов
  • Предоставление необходимого функционала для формирования электронных документов
  • Предоставление необходимого функционала для печати документов
  • Предоставление необходимого функционала для обмена данными с бухгалтерией

Система видео наблюдения

  • Запись видеопотока с камер, установленных на объекте
  • Распознавание жд номеров вагонов и достоверный подсчет вагонов
  • Ведение видеоархива
  • Предоставление функционала управления периферийными устройствами, такими как шлагбаумы, светофоры, освещение и др.

Модуль отчетов

  • Предоставление интерфейса пользователя с функционалом необходимым для построения отчетов
  • Выполнение запросов к БД в соответствии с выбранными параметрами отчетов
  • Вывод сформированных отчетов на экран в соответствующие печатные формы

Запись показаний взвешиваний

Автоматическая передача данных в SQL сервер обеспечивает гарантированную доставку данных о взвешенных составах в информационные системы верхнего уровня. Под термином гарантированная доставка понимается то, что вся информация о взвешенных составах хранится в алиби памяти контроллера взвешивания, который всегда проверяет наличие связи с системой верхнего уровня и пытается передать туда эту информацию. При этом проводится двойной контроль достоверности передачи (через механизм транзакций и дополнительное контрольное чтение). В случае потери связи или даже потери данных в системе верхнего уровня  после восстановления связи все новые данные будут переданы, а все утерянные данные восстановлены.

Опция проверена в работе с MS SQL и Oracle. Конфигурирование подключения осуществляется через строку подключения, хранящуюся в зашифрованном виде в файле конфигурации контроллера динамического взвешивания.

Фиксация номеров вагонов

Для фиксации номеров вагонов использовано видеонаблюдение с возможностью определения номера вагона в движении до 20 км/ч. Для этого на каждый ж/д путь установлено программное обеспечение и по 4 камеры видеонаблюдения для аутентификации передвижного состава и 1 камера для общего обзора пункта весового контроля.

Деление состава на вагоны осуществляется посредством направления светового инфракрасного барьера, при прерывании луча которого мы определяем границы вагонов, а также время его прохождения, соответственно исходя из длины вагона, производится расчет скорости прохождения состава через весы и при необходимости сигнализация машинисту о превышении скорости.

При недостаточной видимости и в темное время суток используется ИК прожектор дальностью до 30 м.

Результаты внедрения

  • Увеличение пропускной способности предприятия
  • Исключение ошибок персонала
  • Фиксация всех вагонов в составах с определением скорости и направления движения составов
  • Дистанционный контроль всех проводимых хозяйственных операций в реальном времени